ManageMaker.ru

Стратегия

Оперативное управление

Менеджмент

Не беспокойтесь, — сказал Остап, — мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.

Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев».

Стратегия компании

(Strategic Planning)

Отсутствие стратегии — тоже стратегия

Подавляющее число компаний мировой экономики вполне обходятся без стратегии, делая упор на повышении операционной эффективности. И... и от отсутствия стратегии, их владельцы отнюдь не чувствуют себя хуже. Напротив, находят такой бизнес правильным и привлекательным. Такой подход, построенный на бизнес-модели без стратегии, имеет ряд преимуществ, первое и главное из которых — низкие риски...

Майкл Портер, исследователь систем управления, в своей статье "Что такое стратегия" отмечает, что даже успешные японские корпорации часто не имеют стратегии, потому что лишь копируют действия друг друга, а "повышение операционной эффективности стратегией не является"... Не является стратегией и "удачный" выбор вида деятельности, поскольку современный, насыщенный товарами и услугами, рынок не даёт однозначного ответа на вопрос, какой вид деятельности "правильный", а какой — нет. И там где одна компания добъётся головокружительных успехов, другая рискует не получить ничего, если не примет во внимание другие, сопутствующие, виды деятельности лидера и нюансы их осуществления (имидж, комплекс услуг, альтернативы позиционирования и т.д.)...

В менеджменте встречается и такое определение поведения компаниии как «стратегия поиска». Это все равно, что разведка боем в армии: в одно и то же время на разных участках начинается наступление небольших подразделений с целью выявить уязвимое место противника. Это слабое место и выбирается направлением главного удара...

В бизнесе это обычно выглядит как создание нового направления, задачей которого, помимо внутренней задачи, является выявление доходных направлений (проще — зарабатывание денег). Например, создание собственной котельной, задачей которой, помимо решения собственной энергетической проблемы, является предоставление услуг внешним потребителям.

Беда в том, что после такой "разведки боем" главное наступление ведёт совсем не тот, кто обнаружил слабое место, и не с теми... На современном рынке малый бизнес выполняет роль "пушечного мяса" для более сильного, циничного, финансово состоятельного, терпеливого и удачливого "хищника" — крупного бизнеса ...если компания и её руководитель реально не знают, куда идти и что делать и мечутся из крайности в крайность. В такой ситуации, поглощение компании, нащупавшей, таки "жилу", более сильным игроком — меньшее из зол.

Топ-менеджеры нередко избегают принятия стратегии под давлением обстоятельств: отсутствия информации о рынке, недостаточности ресурсов или опыта, ...или под страхом ответственности за неверно принятое решение... Такая компания рано или поздно переступит грань, отделяющую действующий бизнес от мёртвого, ибо "кто не стремится стать лучшим, не сможет даже выжить".

Стратегия, как "мысль вперёд"...

Настоящая стратегия, основанная на точном рыночном позиционировании, на выборе и уникальном сочетании внешних и внутренних видов деятельности, на сознательном самоограничении рыночного предложения и использовании аутсорсинга, нередко позволяет организациям добиться таких рыночных преимуществ, которые просто недоступны конкурентам...

Стратегия, как "мысль вперёд", становится реальностью и приобретает практическую ценность для организации в процессе стратегического планирования.

Стратегическое планирование — это управленческий процесс создания и поддержки стратегического соответствия между целями фирмы, её потенциалом и шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование опирается на чётко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.

Помимо выработки стратегической линии развития и других функций стратегии, результатом стратегического планирования будет и выявление стратегических видов деятельности, управление которыми необходимо для достижения стратегических целей. В то же время, стратегическое планирование оказывает решающее управленческое воздействие на каждую из функциональных областей оперативного управления.


Набор стратегических видов деятельности может пересекаться с предложенным набором ключевых бизнес-процессов, но может и дополнять его новыми функциями. Также встречаются случаи выдвижения "вторичных" процессов модели на первый уровень, например, PR-деятельность (формирование положительного общественного мнения о бизнесе) или управление информационной системой, для решения системной стратегической задачи (такой, как увеличение стоимости компании). На стыке ключевых бизнес-процессов возникают смежные дисциплины. Наряду со стратегическими видами деятельности и ключевыми бизнес-процессами, такие смежные дисциплины формируют функциональную структуру бизнеса или виды деятельности компании.

Управление стратегическим планированием

Cтратегическое планирование — функция, которая выходит за рамки оперативного управления и является, несомненно, плодом совместного творческого труда управленческой команды и собственников. Управление стратегическим планированием, компании осуществляют по разному: через группы топ-менеджеров (формально и неформально, в отдельном кабинете или на кухне); через специальное подразделение и назначая штатных специалистов; через внешних экспертов; лично или коллективно...

Не всегда стратегическое управление компанией осуществляется осознанно. Нередко руководители "открещиваются" от этой бизнес-функции, на деле придерживаясь функциональной стратегии создания и оптимизации денежного потока, копируя известную им успешную бизнес-модель. Проблема в том, что изменение внешнего окружения, приход на рынок компании-оператора с более эффективной стратегией, или имеющей большую операционную эффективность, может быть смертельным для бизнеса с неосознанной стратегией.

Управление процессом стратегического планирования осуществляется с помощью инструментария стратегического планирования, а реализация стратегии происходит в процессе повседневного оперативного управления делами компании.

Выбор стратегии

Приведенные ниже варианты условно разделены на стратегии развития (корпоративные стратегии), стратегии на рынке и функциональные стратегии. Это разные стороны одних и тех же действий. Однако, в силу разных исторических и внутренних факторов, этапов жизненного цикла организации, команды топ-менеджеров могут прийти к стратегиям развития компании (под воздействием внутренних факторов) или к осознанию рыночных стратегий (под воздействием факторов рынка).

Выбор той, или иной стратегии будет связан не только изменением организационной структуры, но и принятием большей или меньшей степени риска, то есть с различиями в финансовой оценке результатов, ожидаемых от применения выбранной стратегии... С этой точки зрения, разработка и принятие новой стратегии — инвестиционный проект, со всеми его атрибутами... Впрочем, как говорится, это совсем другая история...

Ваш
ManageMaker

ОднаКнопка

А какова стратегия Вашей компании?

Стратегии развития (корпоративные стратегии)
Стратегии компании на рынке (маркетинговые стратегии)
Функциональные стратегии

Инструментарий стратегического управления...

Контакт

Партнёры:

  • Партнёр 1
  • Партнёр 2
  • Партнёр 3

    ПОИСК ПО САЙТУ:


  • Rambler's Top100 Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!