ManageMaker.ru

Стратегия

Оперативное управление

Менеджмент

Методы оценки бизнеса

Оценка капитализированной стоимости компании или рыночная капитализация
Капитализация или имущественный подход
Оценка чистых активов
Сравнительный подход
Капитализация доходов
Оценка денежных потоков
Модель Ольсона

Об оценке и оценочной деятельности

Капитализация или имущественный подход

Лежащий «на поверхности» способ оценить бизнес — оценить имущество. Это и самый безопасный, с точки зрения покупателя или кредитного работника, способ оценки: оцени имущество на балансе, и всё...

Но, согласитесь, — бизнес не просто набор имущества. Бизнес это и система отношений, складывающихся вокруг этого имущества. Бизнес — это способность набора имущества приносить добавленную стоимость. А раз так, то и оценка бизнеса не сводится к оценке имущественного комплекса. Есть что-то ещё, что и создаёт добавленную стоимость. Этим «что-то» являются нематериальные активы. И именно они увеличивают стоимость вашей компании, по сравнению со стоимостью имущественного комплекса. Именно они, эти нематериальные активы, являются инструментом «извлечения» добавленной стоимости из имущества (или из информации). И они же способствуют увеличению стоимости «материальной составляющей», путём капитализации прибыли. В 1990 году профессорами Гарвардской школы экономики Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом было проведено исследование с целью выявить новые способы повышения эффективности деятельности и достижения целей бизнеса. Проводя исследование, Нортон и Каплан руководствовались следующей гипотезой: управление с помощью финансовых показателей не дает достаточной информации для принятия правильных и своевременных управленческих решений. Основанием для такого утверждения стал разрыв между балансовой и рыночной стоимостью компаний. Согласно данным по 3500 американским компаниям в 1978 году составлял 5%, то к 1998 году по бухгалтерской стоимости компании недооценивали себя на 72%. Причиной такого разрыва стало постепенное, но неуклонное увеличение стоимости нематериальных активов — таких как интеллектуальный капитал, инновации, репутация, а, что самое важное, способность компании приносить доход — в общей стоимости компаний. Стандарты финансовой отчетности (GAAP, IAS) никак не учитывали подобных экономических условий. Неудивительно, что инвесторы, до кризиса, также стали отказываться от такого источника информации о состоянии компании, как бухгалтерская отчетность. Однако, не следует забывать, что этот разрыв стал и одним из поводов обвала фондового рынка в период кризиса.

С другой стороны, имущественный подход — это лучший способ оценить компанию в случае её ликвидации, ибо материальные активы — основные средства, инвестиции и финансовые активы — могут выступать активами для покрытия обязательств и выплат акционерам, а большинство нематериальных активов теряют свою ценность, так как неприменимы к другой организации. Большинство, но не все. Часть нематериальных активов, например торговая марка, фирменное наименование, фирменный стиль, и другие могут быть проданы другой организации. Но ликвидность таких активов невелика. А часть активов, например договорную базу, продать практически невозможно.

Таким образом, если вы, как предприниматель, владелец бизнеса, не заботитесь об оценке нематериальных активов, то вы сами способствуете занижению реальной стоимости действующего бизнеса, сводя её только к стоимости материальных активов.

О том, какими методами можно придать реальную стоимость нематериальным активам и как нематериальные активы влияют на стоимость компании читай в материале "Управление стоимостью компании."

Ваш
ManageMaker

ОднаКнопка

ПОИСК ПО САЙТУ:


Rambler's Top100 Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!