|
||||
Методы оценки бизнесаОценка капитализированной стоимости компании или рыночная капитализация Капитализация или имущественный подход Оценка чистых активов Сравнительный подход Капитализация доходов Оценка денежных потоков Модель Ольсона Об оценке и оценочной деятельности Модель Ольсона (EBO)Другие варианты названия: модель Эдвардса-Белла-Ольсона (Edwards-Bell-Ohlson) или ЕВО
Модель Ольсона является одной из наиболее перспективных современных разработок в теории оценки стоимости компании. Она позволяет использовать преимущества доходного и имущественного подходов, в какой-то степени минимизируя их недостатки. Согласно этой модели, стоимость компании выражается через текущую стоимость ее чистых активов и дисконтированный поток «сверхдоходов» (отклонений прибыли от «нормальной», т.е. средней по отрасли величины). Подход, применяемый в модели Ольсона, тесно переплетается с концепцией экономической добавленной стоимости — EVA. Обе эти концепции основываются на представлении об "остаточной прибыли" — прибыли компании за минусом ожидаемого уровня доходности. Экономическая добавленная стоимость за период t может быть представлена как:
где Стоимость фирмы зависит как от уже инвестированного капитала, так и от ее будущей доходности, поэтому можно предположить, что стоимость фирмы равна сумме стоимости ее чистых активов и текущей стоимости EVA за все время ее существования:
Модель Ольсона обладает достаточным потенциалом для ее успешного применения в российских условиях. Поскольку базой для определения стоимости компании, а часто и большей ее составляющей в данной модели служит текущая величина чистых активов, найденная итоговая сумма должна вызывать большую степень доверия у консервативно настроенной части оценщиков и аналитиков. Тот факт, что гораздо меньшая, чем в методах капитализации дохода и дисконтирования денежного потока, часть стоимости компании "распределена во времени", снижает риски неправильного прогнозирования, хотя, безусловно, не исключает их совсем. Для потенциального инвестора модель Ольсона является мощным инструментом, дающим представление о том, какая часть рыночной стоимости фирмы выражена ее реальными активами, а какая — нематериальным "гудвиллом", что позволяет более точно представлять степень рискованности вложений в ту или иную компанию. Модель Ольсона применяется для крупных компаний с раскрученным брендом или маркой. Также особенностью, ограничивающей применение этой модели относительно анализируемого объекта исследования, являются трудности с определением средней по отрасли величины дохода.
Для желающих разобраться поглубже — две статьи: ПОИСК ПО САЙТУ: |