Что представляют из себя нематериальные активы?
Торговая марка.
Договоры с покупателями и заказчиками или система привлечения покупателей.
Договоры с поставщиками товаров и/или сырья (или система поставок).
Результаты НИОКР.
Патенты и зарегистрированные авторские права на изобретения, образцы и полезные модели.
Описание технологических процессов, оформленное должным образом.
Договоры с арендодателями, владельцами линий связи, поставщиками канцелярских товаров (или система их закупки).
Трудовые договоры с работниками.
Описание бизнес-процессов внутри твоей компании. и внедрение формализованной технологии управления компанией, автоматизация управления на основе ERP-систем
Пожалуй, самым "экзотичным", для понимания, тебе покажется такой нематериальный актив, как выход собственника из менеджмента
Привлечение известного и авторитетного в финансовом мире стратегического инвестора
Получение статуса публичной компании
Другие нематериальные активы.
Реализация потенциала нематериальных активов.
Итак, нематериальные активы могут увеличить стоимость вашей компании. Что нужно сделать, чтобы это произошло?
Необходимо овеществить нематериальные активы. Для этого требуется их документировать (формализовать), если хотите — бюрократизировать. В таком случае у вас появляется возможность «предъявить» нематериальный актив.
Договоры и контракты следует оформлять и подшивать. Чем толще пачка действующих контрактов с покупателями и поставщиками, тем лучше. В случае, если вы реализуете массовые услуги (магазин, парикмахерская, предприятие общественного питания), и не имеете возможности подписывать контракты с каждым покупателем (это было бы глупостью), необходимо вести статистику покупок. Данные за 1-2 дня, конечно, представляют мало ценности. Но если вы представите таблицу с данными о посетителях за последние 2-3 года, поверьте, это подействует точно также, как и папка с контрактами. Лучше, если к таблице или к папке с договорами будут приложены графики и аналитическая записка. Учтите, такая информация имеет ценность не столько внешнюю, сколько внутреннюю (см. Управленческий учёт). «Внешний эффект» только выражает внутреннюю ценность управленческого учёта.
Право владения торговой маркой лучше зарегистрировать в официальном порядке. Затраты небольшие, эффект значительный, особенно при больших масштабах бизнеса. Сертификат, подтверждающий владение торговой маркой, является материальным носителем нематериального актива.
Существующие бизнес процессы следует формализовать. Особенно там, где не удаётся зафиксировать (измерить) результат. В этом случае вы сможете контролировать хотя бы процесс.
Бюрократия? Да. Но помни, что, - во-первых, бюрократия нравится инвесторам,
- во-вторых, бюрократия — это способ существования крупной организации. Без неё вы не построите большой бизнес. См. Крупнейшая в истории человечества тотальная система управления и её частный случай. Применительно к частному предприятию это Положение о компании, Положение об организационной структуре, Положения об отделах, технология, должностные обязанности…
Таким образом, формализация даст вашим нематериальным активам материальный носитель. Этот материальный носитель можно показать в банке, его можно приложить к договору купли продажи, с ним (в части касающейся) следует ознакомить нового сотрудника. В любом случае, формализация нематериальных активов, в целом, и системы менеджмента, в частности, на вашем предприятии повысит стоимость последнего:
Банкир сможет повысить оценочную стоимость имущества, увидев, что риски снижаются, так как ваша организация — не просто набор станков.
Покупатель бизнеса поверит, что после перехода к нему это предприятие останется работоспособным.
У вас снизится потребность в наиболее дорогостоящем «творческом» персонале, который способен сам себе ставить задачу, а потом её успешно достигать.
Вы с большей вероятностью достигнете целей компании, поскольку ваши сотрудники будут более адекватно воспринимать стоящие перед ними задачи.
Неожиданный вывод: а ты сможешь спокойно уехать на отдых или заняться новым бизнесом, понимая, что твой заместитель правильно понимает задачу и имеет инструкции, что и как делать.
Я не абсолютизирую ни «совок», ни его армию. Это просто примеры успешных (на определённых исторических участках) организаций. А менеджмент, как и всякая социальная наука, развивается путём анализа успешного опыта.
Я не абсолютизирую бюрократию, и никого не призываю делать так, как написано. Пусть организации будут разные и дадут возможность разным людям (в том числе топ-менеджерам) реализовывать свой потенциал. Но формализация нематериальных активов увеличит стоимость компании. Это факт.
Назад, к способам повышения стоимости...
ПОИСК ПО САЙТУ:
|